Как часто мы, рядовые сочинители стихов, сталкиваемся с такой ситуацией:
хочется написать что-то яркое, а оно вместо этого получается серым и будничным,
хочется срифмовать - а рифма ну никак.... Простой скромный стихосочинитель с этим может
смириться и оставит простенькую картинку с отдельными плохими рифмами, ну что делать: не
Пушкин я... А тот, кто с самомнением, с этим мириться не хочет, и всё равно сделает стих,
насыщенный яркими поэтическими образами и с хорошими рифмами, но в ущерб содержанию. День
серый и будничный? Всё равно разукрашу его несоответствующими играющими цветами, буду
беспричинно кричать: "Ура!". Не рифмуется? Подберу рифму, пусть тогда по смыслу
будет непонятно или даже бред сивой кобылы. А спросят, что это такое и почему так, -
заготовлю для ответа красивые цитаты из классиков типа:
..один, стоящий скромно в уголочке
Спросил: -А что имели вы в ввиду
В такой-то песне и в такой-то строчке
Ответ: во мне Эзоп не воскресал,
В кармане фиги нет, не суетитесь.
А что имел ввиду, то написал.
Вот, вывернул карманы, убедитесь… (Высоцкий)
После этого никто из "стоящих скромно в уголочке" уже не решится переспрашивать смысл отдельных строчек, так что можно смело прыгать в рамках одного стиха
или даже четверостишия хоть в пространстве с одной местности в другую, хоть во времени,
убеждать читателя в хорошей слышимости шелеста снежинок, касающихся лужи, заставить
его задуматься о глубине сравнений, в действительности понадобившихся лишь потому,
что иначе хуже рифмовалось, вплести слова, нужные для рифмы и не связанные с остальным
текстом, удивить странностью поведения (к примеру, написать: "дышу, раскрыт"
во время мороза и вьюги, когда надо быть укутанным), заманить сюжетом, который раскрыт
не будет (например, начать с великолепия дач в первой строчке - но потом к этому не
возвращаться), либо, напротив, подвести итог, который с предыдущим текстом плохо
согласуется. И не обязательно связывать все строчки стиха единым смыслом, если смысла не
будет вообще - читатель задумается над глубиной смысла и домыслит его сам, а переспросить -
постесняется.
Ответ другу-стихотворцу на неудачное стихотворение
Ты не трать так много ярких красок,
Серый зимний день - не голубой,
Не кричи: "Ура!" ты понапрасну,
Словно твои строчки рвутся в бой.
Не ищи на крышах отраженье
Золотистых солнечных лучей,
Лишь висит сосулек украшенье
Да из труб струится дым печей.
На шоссе в потоке иномарок,
Что летят мимо богатых дач,
Не увидишь холок кобыл старых,
Не стучат копыта сельских кляч
Невозможно слышать шум снежинок,
Что в конце зимы коснулись лужи,
Но когда в снегу завяз ботинок -
Не ходи открыт по зимней стуже
Непонятно, кто тут "мы", "родная",
Нестыковок всяких здесь немало,
Исказила память молодая
И весну с зимой перемешала.
|